Новости
Внедрение двигательной активности на логопедических занятиях как стимулятор речевой деятельности
Обычные традиционные уроки проходят в статическом положении. Нахождение в одной позе для младших школьников очень тяжело, так как нервные процессы у них неустойчивы. Смена деятельности - это всегда лучший отдых, поэтому занимаясь с детьми, нужно разнообразить действия, которые часто повторяются, включая что-то новое для ребенка. Лучший способ справиться с утомлением это двигательные упражнения. Они снимут напряжение мышц, а так же переключат внимание с одной деятельности на другую. Таким образом, работоспособность и интерес учащихся восстанавливается.
Чтобы активизировать необходимые процессы у ребенка с нарушением речевого развития, необходимо работать не только с «головой», но и всем телом.
Поэтому на наших логопедических занятиях мы с детками двигаемся.
На занятиях с детьми используем мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи и тд. Один из полюбившихся предметов из спортивного инвентаря - это мячи.
Почему с мячом? Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей.
Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо. Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
Таким образом, можно сказать, что внедрение двигательной активности на логопедических занятиях проходит эффективно и успешно.
учитель-логопед Громова О.С.
{gallery}595959громова{/gallery}